Гуру Нанак

Гуру Нанак Дэв (15 апреля 1469 — 22 сентября 1539) — основатель религии сикхизма и первый сикхский гуру из Десяти гуру сикхов. Имеет много других имён и титулов. В Пенджабе его почитают не только сикхи, но и индуисты и мусульмане.

Гуру Нанак родился в 1469 году в индуистской семье высшей касты, в семье отца-индуиста и матери-мусульманки в Пенджабе.  В очень молодом возрасте он начал подвергать сомнению всё: пустые ритуалы, которые казались бессмысленными; произвольное деление людей, основанное на касте; более низкое положение женщин. Гуру Нанак был известен отрицанием его семьи, старших и общества — но не бунтарским способом, а как преданный сын, пытающийся разбудить других от добровольного сна.

Гуру Нанак искал далеко и широко, чтобы узнать всё, что он мог об истине и человеческом сознании. Он странствовал на востоке, западе, севере и юге; он путешествовал пешком. Посещал буддистов, джайнистов, суфиев, йогов, махасиддхов. Знакомился с представителями разных племён, культур и рас. Узнавал людей, слушал мистиков и проповедников, сталкивался с противоположными друг другу мировоззрениями, проявляя неподдельный интерес к каждому. Он прошёл обучение в различных индуистских и исламских школах, чтобы быть сведущим в Ведах и Коране. Когда он тщательно изучил обе религии, то приступил к основанию своего собственного вероучения. Почерпнув духовное знание из различных уголков страны, Нанак вывел свою формулу учения, сердцевина которой — любовь к единому Богу и полный отказ от обрядности. 

В конце концов, то, как Йоги Бхаджан описывает это, Гуру Нанак сам практиковал йогу и достиг очень высокого состояния реализации. Рассказывают, что однажды утром, во время омовения перед медитацией, Гуру Нанак погрузился в воду и не всплывал на поверхность в течение трех дней. Его дыхание стало настолько спокойным и настолько глубоким, что он мог поддерживать себя под водой. В течение этих трех дней, он получил свой опыт просветления. Он видел Космическую игру Божественного Сознания, а также роль и цель человеческой жизни в ней.

После этого видения, Гуру Нанак записал свой опыт в Джап Джи Сахиб, Песни Души. Джап Джи Сахиб — это описание Гуру Нанаком собственного опыта просветления, которого достигают йоги. Но подарок Джап Джи — это сила Шабад Гуру, учитель, который проявляется через Звуковой Поток. Когда Гуру Нанак читал Джап Джи Сахиб, он приносил с собой новые духовные технологии для человечества. Чтение Джап Джи с преданностью и любовью позволит человеку постепенно, с течением времени, развить в себе способность увидеть то, что Гуру Нанак увидел. Шабад может унести человека в это место света и слияния с Божественным, даже если этот человек не особенно опытный или продвинутый йог.

В жизни Гуру Нанака, мы можем наблюдать динамичные отношения между йогой и Сикхской Дхармой. Древнее учение йоги обладают огромной силой и достоинством. Но именно через Шабад, Звуковой Поток, читая его каждый день человек, может пробудиться в то же состояние сознания, которое раньше предназначалось для аскетов. Именно поэтому в Кундалини Йоге, каждое упражнение включает в себя Звуковой Поток. Если не предлагается мантра, то мы по-прежнему продолжаем со вдохом произносить «Сат», с выдохом «Нам», делая любое упражнение. Так же, как мы открываем наши центры через практику Кундалини Йоги, так же и Звуковой Поток помогает двигаться и избавляться от блоков быстрее. Это приведет нас к еще более утонченным состояниям сознания.

Гуру Нанак провозглашал равенство перед Богом; его ученики совместно трапезничали и имели общую кухню. Все равны, все едят одно и то же. Гуру основал бесплатную столовую «Лангар», которая была символом антидискриминации. Все были обязаны садиться бок о бок и разделять между собой одинаковую пищу — высокородный и простолюдин, богач и бедняк, принц и крестьянин.

Гуру Нанак признавал существование кармы и сансары, но отвергал идею отшельничества и аскетизма. Он стремился к всеобщему пониманию непривязанности к материи, призывал к активной деятельности на благо других людей и открыл пути в глубины семей, допустив к молитве женщин. Также он выступал против затворничества и неравноправия последних, против многожёнства и жестокого ритуала «сати» — самосожжения вдов заживо.

Гуру Нанак заботился не о личном спасении или спасении конкретного человека — он старался создать новый современный мир. Нанак сформулировал три основных столпа сикхизма: во-первых, сикхи должны были делиться с нуждающимися; во-вторых, им следовало зарабатывать на жизнь исключительно честным трудом, не прибегая к обману или эксплуатации, и, наконец, верующие должны были регулярно медитировать на имя Божье и воспевать его специальными мантрами. Идеи гуру Нанака нашли феноменальный отклик в обществе. Можно сказать, что сикхизм — это один из наиболее успешных авторских соцпроектов в истории.

Конечно, Нанак учитывал современные ему идеи, но шёл всё же опираясь на чуткий зов своего сердца. На практике осуществлялись мечты о равенстве и братстве, о праведности общественной жизни. Сикхская традиция утверждает, что жизнь гуру Нанака прошла в стремлении объединить индуистов и мусульман. И он в этом преуспел — его любили и почитали. Находившиеся у одра гуру мусульмане говорили: «Мы его похороним». Индуисты возражали: «Мы его кремируем». Гуру сказал: «Положите ваши цветы по обеим сторонам моего тела: индусы по правую сторону, мусульмане — по левую. Те, чьи цветы останутся свежими, поступят по своему обычаю». Затем он накрыл себя белой простынёй и отошёл в вечность. После смерти приподняли простыню, оказалось, что тела там нет — только цветы. И все они свежайшие. Индусы взяли свои цветы, а мусульмане — свои. Так повествует Пуратан Джанам Сакхи — древнее жизнеописание гуру Нанака.