Кхалса - сикхская община воинов-святых

Создав Кхалса, Гуру Гобинд Сингх дал идеал личности, соединяющей в себе качества святого и воина. Исторические записи повествуют так о создании Кхалса

В 1699 году 10-ый сикхский гуру - Гуру Гобинд Сингх - разослал своим последователям по всей стране хукамнамы с повелением явиться в Анандпур на праздник байсакхи. Казалось, весь Пенджаб пришел в движение. Люди шли со всех концов страны. В Анандпуре на невысоком холме, который теперь называется Кесгарх Сахиб, был раскинут маленький шатер. Дэван (собрание) происходило под открытым небом. Гуру вытащил из ножен свой меч и громовым голосом закричал: “Мне нужна голова; может ли кто-нибудь из присутствующих пожертвовать мне свою голову?” Этот необычайный призыв привел в ужас собравшихся. Люди замерли. Наступило гробовое молчание. Гуру обратился к народу во второй раз. Никто не откликнулся. Молчание продолжалось. На третий призыв вышел Дайя Рам, кхатри из Лахора, и произнес: “О истинный царь, моя голова к твоим услугам.” Гуру взял Дайя Рама за руку и увел его в шатер. Раздался звук удара. Затем Гуру вышел, с меча его капала кровь. Он сказал: “Мне нужна еще одна голова. Кто может пожертвовать мне голову?” Снова лишь на третий зов откликнулся Дхарам Дас, джат из Дели. Он вышел вперед и сказал: “О истинный царь! Моя голова в твоем распоряжении.” Гуру увел Дхарам Даса в шатер, снова послышались удар и стук, Гуру вышел с окровавленным мечом и повторил снова: “Мне нужна еще одна голова; найдется ли возлюбленный сикх, который мне ее пожертвует?” Тут некоторые из собравшихся решили, что Гуру лишился рассудка, и пошли к его матери жаловаться. Мохкам Чанд, стиральщик белья из Дварки (западное побережье Индии), предложил себя в качестве жертвы. Гуру увел его в шатер, и все повторилось снова. Когда Гуру вышел, он потребовал четвертую голову. Сикхи начали думать, что он собирается перебить их всех. Некоторые обратились в бегство, остальные понуро смотрели вниз. Четвертым предложил себя в жертву Химмат Чанд, повар из Джаган Натх Пури. Гуру в последний раз воззвал к собравшимся, требуя пятой головы. Вперед вышел Сахиб Чанд, цирюльник из Бидара (центральная Индия), и Гуру увел его в шатер. Послышались удар и стук. На этот раз Гуру дольше не выходил из шатра. Народ вздохнул с облегчением. Гуру одел всех пятерых в роскошные одеяния. Эти люди пожертвовали ему свои головы, и теперь Гуру отдал им себя и свою славу. Они все вышли живыми из шатра и выглядели прекрасно. Со всех сторон послышались восхищенные восклицания и вздохи сожаления. Теперь люди раскаивались, что не предложили Гуру свои головы.

Со времен Гуру Нанака традиционной формой инициации был обряд Чаранпаухал. Посвящаемые должны были испить святой воды, которой коснулись или в которую окунулись палец или стопы Гуру. Гуру Гобинд Сингх провел обряд инициации по-новому. Он попросил пятерых верных сикхов встать. Налив чистой воды в Батта Сарблох железный сосуд или чашу, он размешал ее кхандой. КХАНДА - небольшой обоюдоострый кинжал. Мешая воду кхандой, Гуру повторял Гурбани, или Божественное Слово пяти бани: Джап Джи Сахиб, Джап Сахиб, Ананд Сахиб, Свайи и Чаупаи. Случайно в этот момент жена Гуру, Мата Сахиб Каур, внесла патасы (сахарные кристаллы), и они также были брошены в воду и размешаны. Затем Гуру встал, держа в руках священный амрит (нектар), приготовленный в чаше из стали. Каждый из пяти верующих по очереди, преклонив левое колено, устремлял свой взгляд на Гуру, чтобы воспринять его Вечный Свет. Гуру дал каждому выпить по пять пригоршней амрита и пять раз брызнул каждому в глаза, попросив их при этом вслух повторять: "Вахэгуру джи ка Кхалса, Вахэгуру джи ки Фатех." Эти слова означают "Кхалса принадлежит Богу и вся слава Его Имени". Затем Гуру брызнул по пять раз каждому на волосы. Таким образом, все пятеро посвящаемых получили амрит из одной и той же чаши. После этого Гуру попросил их пригубить амрита из той же чаши: это символизировало их посвящение в бескастовое братство Кхалса. Так Гуру окрестил всех пятерых, а затем назвал их "Пандж Пьяре" - "Пять Возлюбленных". Он дал им всем имя Сингх (лев), и каждый из них стал переименован: Дайя Рам — в Дайя Сингха, Дхарам Дас — в Дхарам Сингха, Мохкам Чанд — в Мохкам Сингха, Химмат Чанд — в Химмат Сингха, и Сахиб Чанд — в Сахиб Сингха. Гуру обратился к ним как к высшим, освобожденным и очистившимся, и дал им общее название — КХАЛСА.

Он предписал им вести себя следующим образом:
I. Носить вещи, названия, названия каждого из пяти начинаются с буквы “К”:
Кес — нестриженые волосы. Они символизируют естественный облик святости.
Канга — гребень для волос.
Катчера — нижнюю одежду, символизирующую целомудрие.
Кара — стальной браслет на запястье, символизирующий преданность БожественномуЖениху.
Кирпан — кинжал, средство самозащиты и символ достоинства, силы и непобедимого духа.

II. Соблюдать четыре заповеди:
Не бриться (не сбривать волос, растущих на теле).
Не употреблять табака и других отравляющих веществ.
Не есть кутха (мяса животных, зарезанных медленно, по способу мусульман).
Не нарушать супружеской верности: никогда, даже в мечтах, не вступать в половые отношения ни с одной женщиной, кроме своей жены.
Всякий сикх, нарушивший любую из этих заповедей, должен быть окрещен заново, уплатить штраф и дать обещание не грешить впредь. В противном случае он должен быть исключен из Кхалса.

III. Каждый должен вставать на рассвете, совершать омовение, медитировать на Гурмантару “Вахэ Гуру”, Мул мантру из Джапджи, и рецитировать пять бани: Джапджи, Джап Сахиб и Свайи по утрам, Рехирас вечером, и Киртан Сохила на ночь перед сном.

IV. Они не должны вступать в брак с курящими, с людьми, убивавшими своих дочерей, с потомками или последователями Притхи Чанда, Дхир Мала, Рам Раи или масандов, изменивших идеям и принципам Гуру Нанака.

V. Они не должны поклоняться идолам, гробницам или местам кремаций. Они должны верить только в Единого Бессмертного Бога. Далее Гуру объяснил, что им следует упражняться в военном деле и никогда не показывать неприятелю спину на поле боя. Они должны быть всегда готовы прийти на помощь бедному и защитить тех, кто нуждается в их покровительстве. Они должны забыть о своем кастовом происхождении и относиться друг к другу как братья, рожденные в одной семье. Сикхи обязаны заключать браки только между собой.

После того, как Гуру дал испить амрита своим Пяти Возлюбленным, он встал перед ними в молитвенной позе, с руками, соединенными перед грудью, прося их окрестить его точно так же, как он только что окрестил их. Гуру, создавший и благословивший Кхалса, сам затем стал их учеником. Ученик мог стать Гуру, но никогда на протяжении всей истории человечества Гуру не становился учеником. Пятеро Возлюбленных сикхов были потрясены этой просьбой, понимая, что они недостойны, и сознавая величие Гуру, которого почитали как наместника Бога на земле. Они спросили его, почему он их об этом просит и отчего стоит перед ними в позе смирения. Гуру ответил: “Я — сын Бессмертного Бога. По Его воле я был рожден, Его волей установил эту форму крещения. Принявшие это крещение отныне будут известны как Кхалса. Кхалса — это Гуру, а Гуру — это Кхалса. Между вами и мной нет никакого различия. Подобно тому как Гуру Нанак посадил на трон Гуру Ангада, я и вас сделал Гуру. И потому дайте мне испить нектара крещения без всякого колебания.” Тогда Пятеро Возлюбленных окрестили Гуру с соблюдением тех же правил и церемоний, которых придерживался он сам. Тогда же Гуру принял имя Гобинд Сингх вместо Гобинд Раи. Гуру Гобинд Сингх первым принял крещение амритом от Хальсы, Пятерых Возлюбленных. Акт трансформации общины сикхов в братство Кхалса совпадает с фестивалем Байсакхи, который празднуют в Пенджабе после хорошего урожая. В 1699 году эта дата приходилась на 30 марта (ныне 13 апреля). В последующие несколько дней в Анандпуре было крещено около 80 тысяч мужчин и женщин.

Создав Кхалса, Гуру дал идеал личности, соединяющей в себе качества святого и воина. Сикх святой, он поклоняется Вездесущему Божественному Духу и в нем всегда Дух сияет как полная луна. Сикх воин, всегда готовый взяться за оружие, чтобы отстоять истину и добро. Член Кхалса это святой-воин. Гуру заверил Пятерых Возлюбленных (Кхалса), что когда бы они не воззвали к нему, он откликнется на их просьбу. Гуру выполнил свое обещание, подчинившись требованию Пяти Возлюбленных во время Чамкаурской битвы и покинув Гархи. Сам Гуру так пишет о возлюбленном члене Кхалса:


"Постоянно сохраняющий в уме
устремленность к Вечно Бдящему Живому Свету Сознания,
никогда не отвлекаясь от мысли о Едином Боге;
кто украсил себя безграничной верой в Него
и всецело растворился в Любви к Господу;
тот, кто никогда, даже ошибкой, не сводит своей веры к посту,
к поклонению гробницам или местам кремаций,
не тратя сил на паломничество, милостыню, благотворительность,
покаяние и аскетизм или что-то подобное, но предан Единому Богу;
в чьем сердце и душе Божественный Свет сияет как полная луна,
тот известен как Кхалса, чистейший из чистых."
(Гуру Гобинд Сингх, Свайи)