Сири Гуру Грантх Сахиб

Сири Гуру Грантх Сахиб – это живое, дышащее и говорящее духовное руководство. Это не просто сикхское писание. Сикхи относятся к Грантх (священной книге) как к живому Гуру.

Сири Гуру Грантх Сахиб – Священное Сикхское Писание, которое почитается за вечного Одиннадцатого Гуру.

В сикхской религии понятие «Гуру» не относится ни к учителю, ни к наставнику, ни к любому материальному существу. Это слово состоит из двух – «Гу» и «Ру». «Гу» – тьма, «Ру» – свет. Свет, рассеивающий всякую тьму называется «Джот» или Божественный свет. Джот сейчас живет в Сири Гуру Грантх Сахиб. Сири Гуру означает Великий Гуру. 

В своей земной форме Сири Гуру Грантх Сахиб является 1430 страницами песен духовного учения, написанными в период с 1469 по 1708 год. Авторов песен в Сири Гуру Грантх Сахиб всего 36. В нём собраны сочинения 6 сикхских Гуру: Гуру Нанак, Гуру Ангад, Гуру Амар Дас, Гуру Рам Дас, Гуру Арджан и Гуру Гобинд Сингх. Так же в него входят тексты 30 святых разных религий, мест и времён. Песни расписаны в 31 различном музыкальном размере, называемых Рагами.

Сири Гуру Грантх Сахиб начинается с Мул мантры и Джап Джи, суть которых является основой всей Книги.

Сири Гуру Грантх находится в Золотом Храме в городе Амритсар. Каждое утро в Золотом Храме открывается Сири Гуру Грантх. Сева, или служение, открытия книги, называется Паркаш Сева, служение свету. Хукам – это первый стих слева на случайным образом открытом развороте книги. Прежде чем открыть её, задаётся какой-либо вопрос или просто звучит просьба о благословении Гуру словами духовной мудрости. Хукам – это разговор с Сири Гуру Грантх Сахиб.

Статус Гуру был передан Гуру Грантх Сахиб последним сикхским Мастером, Гуру Гобинд Сингхом Джи в 1708 году. Гуру Гобинд Сингх сказал перед своей кончиной, что сикхи должны относиться к Грантх Сахиб как к следующему Гуру. Гуру Джи произнёс: «Саб Сикхан ко хокам хэ Гуру Манио Грантх», что означает: «Все сикхи должны принять Грантх как Гуру». Таким образом, если сегодня вы спросите сикхов, они скажут, что в общей сложности в сикхизме 11 Гуру (10 в человеческой форме и Сири Гуру Грантх Сахиб).

В сикхском храме, Гурудваре, Грантх Сахиб занимает главное место Дарбар Сахиба, или главного зала. Священная книга лежит на возвышающейся платформе и накрыта очень красивой тканью. Само возвышение также накрыто пологом, украшенным дорогими материалами. Шрифт, который используется в книге, называется Гурмукхи (дословное значение «из уст Гуру»). Он произошёл от старинного письма Брахми и таких шрифтов как Деванагари и других – Шадра, Такри, Махаджани, и др.

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ СИРИ ГУРУ ГРАНТХ САХИБ
  • Первый Гуру, – Гуру Нанак, – начал Писание. Священный Текст начинается с Его Джап Джи, которое мы повторяем каждый день на утренних Садханах
  • Второй Гуру, – Гуру Ангад, – разработал священный язык Гурмукхи, на котором написан Гуру Грантх
  • Пятый Гуру, – Гуру Арджан, – собрал тексты своих предшественников со своими текстами воедино, озаглавив их "Ади Грантх", и постановил местом их хранения Золотой Храм Харимандер
  • Десятый же Учитель, Гуру Гобинд Сингх, готовясь к Возвращению в Небесную Обитель, решил, что персонифицированный Гуру больше не нужен. Он возложил на трон Гуру Нанака книгу Ади Грантх и поклонился ей, провозглашая ее Последним Гуру, во веки веков

Когда Божественный Свет Гуру перешел в Книгу Грантх Сахиб, она так же стала Гуру — воплощением Божественного Света. Поэтому всегда следует ясно помнить, что поклоняясь Гуру Грантх Сахиб, сикхи поклоняются не книге: они поклоняются Божественному Свету или Джоту, перешедшему в книгу в тот момент, когда на неё было возложено Учительство.

Сири Гуру Грантх Сахиб – это писание, не имеющее аналогов в других религиях. Дело в том, что ни один пророк не писал свой текст самостоятельно. Книга Гуру Грантх Сахиб не написана преданными последователями: её содержание продиктовано и собрано воедино самими Гуру. Таким образом, Гуру Грантх Сахиб представляет собой аутентичное Божественное Писание. Никому не дозволено изменить в ней ни одной запятой, ни единого абзаца на протяжении всех её 1430 страниц.

Начиная с Гуру Нанака и до Гуру Гобинд Сингха, каждый сикхский мастер учил, что духовный прогресс каждого человека находится внутри него самого. Учитель может показать нам путь. Но каждому придётся самостоятельно решать, идти ли этим путём или нет. Духовные песни Шабд Гуру, воплощенные в Сири Гуру Грантх Сахиб, являются ключом к пробуждению самого себя. Когда человек своими губами, языком и дыханием поёт песни просветлевших мастеров, тогда начинается химическая реакция в мозге. Пение перестраивает паттерны нейронной сети так, что в действительности, через время, практикующий сможет воспринимать напрямую то, о чём рассказывали мастера. Тогда союз между ним и Гуру станет воистину воплощённым.