Три гуны: тамас, раджас и саттва

Три гуны постоянно взаимодействуют друг с другом. Шаблоны взаимодействия гун могут определять основные качества кого-то или чего-то, и эти шаблоны могут сильно влиять на путь и развитие жизни. Гуны нельзя отделить или удалить в себе, но можно сознательно действовать, чтобы поощрить их увеличение или уменьшение. Психологические качества ума очень нестабильны и могут быстро колебаться между различными гунами. Нам следует практиковать самонаблюдение и проницательность, чтобы наблюдать за деятельностью гун, а не реагировать на них. В Кундалини йоге есть много инструментов для работы с умом и коррекции преодбладания той или иной гуны.

В философии йоги вся материя во Вселенной возникает из фундаментального субстрата под названием Пракрити. Из этой эфирной Пракрити возникают три основные гуны (качества энергии), создающие основные аспекты всей природы - энергию, материю и сознание.

Эти три гуны:
- тамас: тьма и хаос
- раджас: активность и страсть
- саттва: бытие и гармония

Осознание и сознательное манипулирование тремя гунами является мощным способом уменьшить стресс, расширить внутренний мир и привести человека к просветлению.

Гуна - это санскритское слово, которое переводится как "качество, особенность, свойство или тенденция". Гуна - это таттва или элемент реальности, который может влиять на наше психологическое, эмоциональное и энергетическое состояние. Три гуны постоянно взаимодействуют друг с другом в игровом состоянии, которое называют майей или иллюзией. Шаблоны взаимодействия гун могут определять основные качества кого-то или чего-то, и эти шаблоны могут сильно влиять на путь и развитие жизни. Для тех, кто занимается йогой, осознание гун обеспечивает "GPS", который позволяет нам делать выбор, чтобы быть более сбалансированными, мирными и гармоничными как на нашем коврике, так и вне его. Развитие способности идентифицировать и понимать природу гун приближает нас к видению универсальной истины единства. Все три гуны всегда присутствуют во всех существах и объектах, которые нас окружают, но отличаются в своем относительном количестве. Мы, люди, обладаем уникальной способностью сознательно изменять уровни гун в своем теле и разуме. Гуны нельзя отделить или удалить в себе, но можно сознательно действовать, чтобы поощрить их увеличение или уменьшение. Гуна может быть увеличена или уменьшена через взаимодействие и влияние внешних объектов, образа жизни и мыслей.

Психологические качества ума очень нестабильны и могут быстро колебаться между различными гунами. Преобладающая гуна ума действует как линза, которая влияет на наше восприятие и перспективу мира вокруг нас.

Тамас - это состояние темноты, инертности, бездействия и материальности. Тамас проявляется через невежество и вводит всех существ в заблуждение от их духовных истин. Другими тамасическими качествами являются лень, отвращение, привязанность, депрессия, беспомощность, сомнение, чувство вины, стыд, скука, зависимость, боль, грусть, апатия, путаница, горе, зависимость, невежество.

Раджас - это состояние энергии, действия, изменений и движения. Природа раджаса заключается в притяжении, тоске и привязанности, и раджас сильно привязывает нас к плодам нашей работы. Другие раджастические качества - гнев, эйфория, тревога, страх, раздражение, беспокойство, стресс, смелость, рассуждение, решительность, хаос.

Саттва - это состояние гармонии, равновесия, радости. Саттва - это гуна, к которой йоги стремятся, поскольку она уменьшает раджас и тамас и таким образом делает возможным освобождение. Другие саттвичные качества - это восторг, счастье, мир, благополучие, свобода, любовь, сострадание, невозмутимость, эмпатия, сосредоточенность, самоконтроль, доверие, удовольствие, спокойствие, блаженство, жизнерадостность, благодарность, бесстрашие, бескорыстие.

Саттва, гуна чистоты и гармонии, указывает нам путь к внутреннему равновесию и духовному развитию. Она придает нам ощущение мира и ясности ума. Стремясь к саттве, мы делаем свой мир более гармоничным и нравственным.

Если  ум находится в раджасе, он будет воспринимать мировые события как хаотичные, запутанные и требовательные, и тогда он будет иметь сильную тенденцию продолжать реагировать на события раджасическим способом. Поэтому, чтобы как йоги мы продвигались по пути, нам следует практиковать самонаблюдение и проницательность, чтобы наблюдать за деятельностью гун, а не реагировать на них. Мы также должны иметь внутреннюю силу и силу воли, чтобы сознательно перевести наши мысли и действия от тамаса и раджаса к саттическому балансу и цели.

В Кундалини йоге есть много инструментов для работы с умом и коррекции преодбладания той или иной гуны. Например, замечательная медитация для гуны саттвы "Шёпот ангелов".