Три ума

Нам необходимо научиться воздействовать на ум, не вовлекаясь в бесконечную цепочку соотнесения с самими собой.

Три ума

Негативный - Позитивный - Нейтральный

Существует три функциональных аспекта ума:

Негативный (или Защищающий) Ум дан нам для выживания. Он действует реакционно, защищает и ищет потенциальную опасность. Он чувствителен к боли и словно щитом заслоняет нас от сил, которые могут причинить вред или разрушения.

Позитивный (или Экспансивный) Ум ищет удовольствия, удовлетворения, реализации и возможности использовать все для получения опыта. Он конструктивен, способен идти на риск и активно действовать.

Нейтральный (или Медитативный) Ум - это ум, который выносит суждения и дает оценки с позиции вне привязанностей и в связи с вашей целью и вашей подлинностью. Нейтральный Ум наблюдает за действиями как Негативного, так и Позитивного Умов и дает им оценку в контексте вашего высшего «Я». Каждая мысль пропускается через Негативный, Позитивный и Нейтральный Умы.

У каждого человека эти аспекты ума развиваются по-своему. У одних более силен Негативный Ум, у других - Позитивный, а у третьих - Нейтральный. Иногда все три ума достаточно сильны и сбалансированы между собой. Таков просветленный ум. Он отличается гибкостью и способностью к творчеству, а также отражает уникальность души.

"Медитативный Ум - это Нейтральный Ум, который управляет вашей судьбой. Есть три способа направлять свою судьбу: можно жить по закону кармы - действия и реакции; можно настроиться на магнитное поле Земли и просто плыть вместе с ним подобно иждивенцу; либо вашей жизнью может управлять ваш магнетический, притягательный, творческий, медитативный Нейтральный Ум. Этот путь принесет вам успе" (Йоги Бхаджан).

Ум существует, чтобы служить Душе

Успех, счастье и поток процветания - это результаты овладения своим умом. Ум существует, чтобы служить душе. Но в то же время ум представляет собой сложнейший механизм со своими характеристиками и собственной движущей силой. Когда ум сонастроен с душой, каждая мысль, порождаемая интеллектом, воспринимается и принимается к действию с ясностью и реальностью. Когда же ум полон неосознанных идентификаций, эмоций, проекций, намерений и привязанностей, мысль воспринимается не такой, какая она есть. Подобные замаскированные мысли лежат в основе многих ложных суждений и бессмысленных занятий.

Йоги Бхаджан рассказал нам об искусстве и науке контроля над 81 гранью ума. При использовании Кундалини Йоги эти грани регулируют реакции личности, тела и ума на каждую мысль. Если 81 грань удается контролировать таким образом, что ум ясно воспринимает каждую мысль и подчиняет себя устремлению души, то происходит обретение внутреннего и внешнего умиротворения.

Качества, стоящие за всеми мыслями

В философии классической йоги ум сопровождает душу в её путешествии от Бога через всё мироздание. Ум - часть Природы, Пракрити. Пракрити, включающая в себя как материю, так и ум, управляется тремя первичными силами, или качествами, которые называются гуны. Три гуны—это саттва, раджас и тамас. Саттва - утонченная, возвышенная, светлая, нейтральная и чистая. Тамас - тяжелый, неясный, скрытый, медленный, упрямый и постоянный. Раджас - пламенный, активный, инициирующий, обладающий силой трансформации. Эти три качества постоянно переплетаются, смешиваются, сочетаются, противопоставляются, доминируют и отходят назад в различных сочетаниях друг с другом. Эти особые комбинации качеств существуют до проявления мыслей. Они стоят за всем, что существует в мироздании.

ЧИТТА - Вселенский ум

Три гуны взаимодействуют, создавая множество функций Вселенского Ума, или читты. Читта обладает тремя главными функциями, которые отражают три гуны.

  • Саттва-гуна отражена в уме буддхи. Ум буддхи воспринимает реальность, отличает реальное от нереального, оценивает нейтральность и выносит суждения в связи с Бесконечной идентичностью. Он представляет божественный феномен в деятельности тотальности как тотальность.
  • Элемент раджаса выражен в аханкаре. Аханкар - это часть ума, которая дает идентичность и привязанность. Он придает ощущение своего "я", своих границ, внутреннего содержания и основы идентичности различным сочетаниям качеств гун. Он представляет, в самом позитивном смысле, божественное действие сосуществования тотальности в вакууме, так как на этом этапе он не проявлен. Тотальность в вакууме означает, что не существует таких ограничивающих форм и иных определяющих аспектов, которые могли бы заключать в себе тотальность. Вместо этого, все качества смешаны и определены между собой посредством своих комбинаций друг с другом.
  • Третья гуна, тамас, отражена в аспекте ума, который называется манас. Это низший, чувственный ум. Именно с ним в наши дни наиболее часто имеют дело психологи. Наряду с образами, звуками, ощущениями и запахами, воспринимаемыми всеми органами чувств и образующими цепочки реакций и творческие последовательности, Манас также включает в себя сохраняющиеся в нем подсознательные реакции и волнения. Манас представляет собой божественное действие сосуществования тотальности в конечном.

Ум, или читта, принимает определенное сочетание качеств в связи с каждой проходящей через него мыслью. Сочетание качеств является результатом взаимосвязи уровней активности различных качеств ума - буддхи, аханкара и манаса. Посредством опыта, получаемого в процессе жизни в этом мире, и реагирования на происходящее в его собственном уме, у человека создаются реакции, которые записываются в подсознательном и сверхсознательном умах. Подобная аккумуляция действий и реакций образует вектор ума. Если мысль, направляемая интеллектом, не полностью согласуется со сложившимся когда-то вектором, ум реагирует, создавая вокруг мысли проекцию определенной окраски. И эта окраска затем взаимодействует с личностью, проекциями и взаимосвязями человека.

Основные характеристики ума:

  • Во-первых, ум во многом автоматичен. Так как ум работает быстро и находится за пределами категорий времени и пространства, он поддерживает ваши действия гораздо большим количеством мыслей, чем могло бы когда-либо понадобиться. В результате оказывается, что думаете не вы, думает ваш ум. Он захлестывает вас потоком мыслей, желаемых и нежелаемых, намеренных и ненамеренных. Не все мысли дают поддержку вашему истинному "я". Вы - это само сознание, а не все эти мысли. На самом деле вас несет ваша душа.
  • Во-вторых, ум находится в постоянном движении. Если он останавливается, он не может функционировать. Это не какой-то локальный феномен. Как в океане можно почувствовать волны, зародившиеся очень далеко, так и в уме появляются мысли со всей Вселенной и от всех людей. Обычно ваш поток мыслей заполнен местами и людьми, на которых вы больше всего настроены и к которым больше всего привязаны. По мере того как вы становитесь более нейтральны и менее привязаны, диапазон ваших мыслей и чувств расширяется.
  • В-третьих, ум лучше всего функционирует на контрастах. Ум стремится находить полярности и классифицировать все по парам, на позитивное и негативное, хорошее и плохое. Возьмите, к примеру, глаза. Они постоянно движутся короткими, так называемыми саккадическими, движениями. Если это движение остановить искусственный образом, например, особым препаратом, вы не сможете видеть. Глазам необходимо двигаться, чтобы находить контрасты и сравнения, которые позволяют вашей нервной системе выстраивать ваше зрение. Тоже самое относится и к уму. Он ищет контрасты и полярности. Так как ум является одновременно безличным и личным, этот поиск контрастов и крайностей можно обнаружить во всей природе.
  • В-четвертых, ум столь же материален, что и тело, но имеет более тонкую природу. Вода может существовать в состояниях различной степени плотности, от пара до жидкости и льда. Таким же образом можно представить ум парообразным, чувства - жидкими, а нейроны и иные связи - в виде льда. Ум - это структура, процесс и энергия, которая позволяет вашей осознанности функционировать и проявляться в этом мироздании. Вы можете его наблюдать, можете изменять его. На него можно влиять при помощи таких плотных субстанций, как пища, таких мощных действий, как дыхание, и таких тонких феноменов, как мысль. У него есть свой собственный поток, своя структура и метаболизм.

Сам по себе ум не останавливается. Вот почему "точка неподвижности" представляет собой один из тех важнейших инструментов, которые необходимы для того, чтобы заглянуть в ум. Именно для этого нужны специальные техники, такие как медитация, мантра и контроль дыхания. Пытаться использовать ум для того, чтобы уговорить его успокоиться, - все равно что останавливать ураган, дуя на него. В нем происходит слишком много всего. Еще одна сложность в том, что вы используете свой ум для того, чтобы наблюдать за ним. Просто представьте себе два зеркала, повернутые друг к другу под небольшим углом. Если поставить между ними свечу и заглянуть в зеркало, вы увидите сотни свечей, отражение в отражении. Ум способен отражать самое себя и создавать образы внутри образов, мысли внутри мыслей.

Нам необходимо научиться воздействовать на ум, не вовлекаясь в бесконечную цепочку соотнесения с самими собой. Чтобы достичь этого, нам нужно понимать структуру ума, распознавать происхождение мысли и осознанно определять, какие мысли созвучны нашему истинному "я". Грани ума регулируют реакции личности, тела и сознания на каждую мысль. Если 81 грань ума находится под контролем, так что ум воспринимает каждую мысль ясно, то ум может настроиться с намерением души. Результатом этой сонастройки становится эффективность работы ума, внутреннее и внешнее спокойствие и пробужденная интуиция.